Проповедь епископа Арсения в понедельник Страстной седмицы

10 апреля. Проповедь епископа Арсения в понедельник Страстной седмицы в храме Успения Божией Матери в Колмово.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Совершив вместе со всей Церковью празднование Входа Господня в Иерусалим, дорогие братья и сестры, с сегодняшнего дня мы вступили в Страстную седмицу, в которой практически каждый день посвящён воспоминаниям последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. И особенно эти воспоминания и переживания обостряются с Великой Среды, с воспоминания о предательстве Иуды. Далее — Тайная Вечеря, Страсти, то есть страдания, Христовы, смерть, погребение и, наконец, Пасха.

Но сегодня, в Великий Понедельник в песнопениях Церкви вспоминается также ветхозаветный патриарх Иосиф, который был прообразом страдающего Христа. Как Иосифа, невинного страдальца, его братья бросили сперва в ров, а потом продали за сребреники в Египет, так и Христос, будучи предан единоплеменными Ему иудеями, был продан за сребреники и ввержен в ров смертный, из которого Он восстал Своей Божественной силой. И как Иосиф стал царём в Египте, так Христос царствует, но Он восседает не одесную фараона, а одесную Бога Отца, как истинный Царь мира и как истинный Царь наших сердец.

И сегодня Церковь предлагает нам ещё одно воспоминание, связанное с событием последних дней земной жизни Спасителя. На следующий день после входа Господня в Иерусалим, Христос, вернувшийся в Вифанию, снова утром идёт в Иерусалим. По пути Он видит бесплодную смоковницу, от которой желал найти плода, но, не найдя, сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19), — и смоковница засохла. Образ этой смоковницы, повествование о которой нам предлагает евангельское чтение на утрене, это вечный вопрос для нашей совести. Хотя по мнению многих отцов Церкви, речь идёт об иудейском народе, который не принёс плода и оказался отвержен Богом, а один из отцов, преподобный Исидор Пелусиот, говорит о том, что смоковница и была тем самым древом преслушания и поэтому заслужила проклятье. Однако же, для того, чтобы нам извлечь пользу для себя, а каждое евангельское слово может принести нам пользу, мы должны соизмерять его со своей жизнью и со своей совестью. И главный вопрос, который мы сегодня, вдумываясь, вслушиваясь в церковные тексты, должны себе задать, это: не оказываюсь ли я в своей жизни такой же бесплодной смоковницей, которая не приносит Богу никакого доброго плода? Проявляю ли я верность Богу в послушании, в целомудрии, как древний патриарх Иосиф? Молитвами святого праведного Иосифа Прекрасного, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее