Проповедь епископа Арсения на праздник Входа Господня в Иерусалим

9 апреля. Проповедь епископа Арсения на праздник Входа Господня в Иерусалим в Софийском соборе.

«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с этим великим праздником, одним из самых почитаемых праздников в Православной Церкви — Входом Господним в Иерусалим. Но в то же самое время, событие, которое легло в основу нынешнего праздника, не только радостное, но и скорбное. Прежде всего, потому, что, как говорится в Евангелии, Христос, въезжая в Иерусалим, охваченный ликованием, в город, который встречал своего царя, прослезился. И как замечает евангелист, Господь сказал при этом: «Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23: 37 — 38), «за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19: 44).
Господь предвидел не только то, что случится в ближайшее время — Он не обманывался людской славой и почитанием, Он знал, что этот торжественный вход в Иерусалим был началом Его крестного пути. Но также Он знал, что этот город, город царя Давида, город пророков, город, который действительно ожидал своего царя, окажется не только неузнавшим времени посещения своего, но и будет, в конце концов, разрушен. И об этом были слова Христа, это было пророчество со слезами на глазах. И мы знаем, что иудеи, непринявшие Христа, подняли восстание в 66-м году против Рима. Это восстание носило религиозный характер, потому что они думали, что сейчас, стоит начаться войне, стоит только полыхнуть этому освободительному движению, как Господь должен будет явить Своего Спасителя, Мессию для этого народа. И этот народ одержит верх, одержит победу, прогонит римлян, и будет снова великим царством, как во дни Давида и Соломона. Но этого не случилось. В 70-м году город был разрушен, а вместе с ним разрушен до основания и Храм.

И вот похожим рвением и пылом были охвачены люди, встречавшие Христа, своего Царя. Они думали, что начинается земное царство, начинается вот это освобождение уже здесь и сейчас. Но мало кто из них, более того, мало кто из апостолов мог уразуметь тогда действительный характер этого Царства, которое грядет, которое приблизилось, которое, по слову Господа среди нас есть. Это Царство Божией любви, Царство, которое не имеет земного измерения, это не какой-то город, не какая-то страна. Это любовь Божия, Которая явила Себя в этом мире ради спасения этого мира, для того, чтобы призвать все Свои творения к жизни, это любовь, Которая отдает Себя. Которая распята на Кресте, Которая снисходит даже до ада в поисках падшего человека, чтобы спасти его, воскресить с Собою и вознести во славе на небо. И об этом Царстве Божественной любви говорит всё Евангелие.

И сегодня мы иногда чем-то напоминаем жителей Иерусалима, в своих земных чаяниях и в том, что, может быть, не узнаём времени посещения Божия в своей жизни, не чувствуем Его присутствия. Его присутствие или, выражаясь библейским языком, «время посещения», можно почувствовать в разных обстоятельствах нашей жизни. Особенно в тех, когда нам предлежит нравственный выбор — между любовью и ненавистью, между милосердием и жестокосердием, между тем, чтобы поступить достойно или подло, в конце концов, между верностью Богу или послушанию Его противнику. Если мы будем помнить об этом, то мы не будем теми, о ком Господь пророчествовал, как о тех, кто не узнали времени посещения своего (См. Лк. 19: 44). Будем стараться жить всегда с Богом, будем стараться быть верными Христу, Его слову о любви, слову о прощении, слову о милосердии. Памятуя об этом событии, мы сегодня, как и люди, шествовавшие со Христом и встречавшие Его, хотя, может быть, не до конца понимавшие, но любившие Его, встречаем Его, как своего Царя — не царя Израиля, а Царя неба и земли. И, что самое важное для каждого из нас, как Царя наших сердец. И воспеваем Ему, Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!» Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее