8 апреля. Проповедь епископа Арсения в Лазареву субботу в храме святого праведного Лазаря Четверодневного в деревне Сергово Новгородского района.
«Дорогие братья и сестры, нынешний день, называемый Лазаревой субботой, посвящён воспоминанию события, которое, согласно евангельской хронологии, совершилось незадолго до входа Господня в Иерусалим. Христос посетил Вифанию, пригород Иерусалима, в котором Он воскресил Своего друга Лазаря. И мы слышали евангельский рассказ об этом событии, что сëстры Лазаря Марфа и Мария послали ко Христу, Который совершал Своё проповедническое служение по городам и весям Палестины, со словами: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11:3). Услышав эту весть, ученики, вероятно, были в замешательстве, так как понятно было, что Христос сможет помочь Лазарю, если придёт и исцелит его. В то же самое время, иудеи уже замыслили убить Иисуса, и идти в Вифанию означало подвергнуться опасности. И Христос сказал Своим ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин. 11:11). Но Он говорил уже о смерти Лазаря, а ученики обрадовались, что, может быть, не надо тогда идти в Иудею, где подстерегает опасность, говорят: «Господи! если уснул, то выздоровеет» (Ин. 11:12). И тогда Христос прямо говорит, что друг наш умер, но Я радуюсь за вас, что мы не были в тот момент в Вифании, потому что вы увидите великие дела Божии. И после этого Он решил направить Свои стопы в это селение, где жила семья Его друзей, Марфа и Мария с братом Лазарем. И ученики, ужасаясь тому, что Христос решил идти навстречу опасности, всё ещё оставаличь в нерешительности. И только один из них, а именно Фома, о котором почему-то говорят «Фома неверующий», проявил больше всех верности в этот момент, говоря: «Пойдем и умрем вместе с ним» (Ин. 11:16). И апостолы во главе со Христом отправились в Вифанию, в селение близ Иерусалима.
И когда на подходе к этому селению Его встретила Марфа, а потом и Мария, то обе с плачем стали говорить: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11:21).
И евангелист Иоанн отмечает удивительную деталь — слушая этих сестер, близких Ему людей, Христос возмутился духом и даже заплакал, так что иудеи, которые были свидетелями этих событий, говорили: «Смотри, как Он любил его» (Ин. 11:36). И со словами: «Где вы положили его?» (Ин. 11:34), Христос направился на кладбище, которое, по обычаю иудеев древней Палестины, представляло собой комплекс гробниц в виде пещер. Подойдя к одной из таких пещер, Христос приказал отвалить камень от этой гробницы. Тогда даже сëстры стали возражать, так как Лазарь уже четыре дня как умер, он смердит. Христос же сказал Марфе, «разве Я не говорил тебе, что Я есть воскресение и жизнь», напоминая ей Свои слова. И после того, как был отвален камень от двери гроба, Господь возглашает: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11:43). И ко всеобщему ужасу и изумлению, погребённый четыре дня назад выходит из этой пещеры… Но даже такое явное чудо, совершëнное Христом, не заставило иудеев уверовать в Него. И, как замечает евангелист Иоанн, что эти люди ещё больше укрепились мыслью, что Христа следует убить. И после этого, в скором времени, будет вход Господень в Иерусалим, а через несколько дней, после предательства Иуды, Он будет взят под стражу в Гефсимании, недалеко от Иерусалима.
Воскрешение праведного Лазаря — событие удивительное, и мы можем задаться вопросом, зачем Христос поступил именно так как поступил? Почему Он не пришел раньше, не восставил больного Лазаря? Почему, в конце концов, Он направляет Свои стопы в Иерусалим, где, как Он знает, Его ожидает крестный путь, страдание и распятие? Воскрешение Лазаря для учеников, для очевидцев и для всех нас — это пророчество о Пасхе, это предвозвещение того, что Христос, идущий в Иерусалим, не просто невинный страдалец, не просто человек, пусть и великий, но чья земная жизнь так печально, так ужасно закончится на Кресте. Христос показал в этот момент, что Он владыка жизни, и смерть не имеет над Ним никакой власти. И Его шествие в Иерусалим как раз и имеет своей целью не просто страдания, но последнюю и решающую схватку со смертью и победу над ней. Воскрешение Лазаря показывает, что история Сына человеческого и Сына Божиего, за Которым идут ученики, за Которым следуют все верующие и любящие Его, не закончится через несколько дней во время распятия. Эта история будет иметь продолжение, и в этом продолжении, а именно в сошествии во ад, в победе над смертью, в Воскресении Христовом, заключена тайна нашего спасения. Вот об этом и предвозвещает нынешнее событие. Но также этот день пророчествует и о последнем общем воскресении, о чем мы и воспеваем в нынешнем тропаре: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже». Здесь указание не только на победу Христову над смертью, но и на ту победу, залогом которой является Пасха — на окончательное попрание смерти, на полное её изгнание из товарного мира и уничтожение. Это указание на всеобщее воскресение, на всеобщее восстание, на жизнь, источником которой для каждого из нас является Христос Жизнодавец. Аминь».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: