Пасхальное послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва

«Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии, ибо Той победит враги, яко Всесилен» (Богородичен Догматик, глас 1).

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры! Христос Воскресе!

Некогда, в далёкие библейские времена, Творец Вселенной избрал Своим орудием для спасения мира семитское племя, произошедшее от Авраама и находящееся в униженном положении египетского рабства. Бог победил фараона, переведя народ еврейский «яко посуху» через море. Открывший Себя Моисею в пламени Неополимой Купины «Имеющий жизнь в Себе» и дарующий её «всякому человеку, грядущему в мир», победил языческие мудрования племён, населявших Обетованную землю, и сделал народ иудейский хранителем Синайских Откровений и веры в Единого Бога. В пространстве этой религиозной культуры, наполненной ожиданиями Помазанника Божия, и должен был родиться Христос. Его ожидали пророки, о Нём воздыхали все униженные и оскорблённые, чающие избавления от скорби и притеснений, но Он был не нужен тем, кто вполне был удовлетворён своим положением материального и политического благополучия. Он родился, проповедовал мир и любовь, а Его предали позорной смерти, которая не совместима даже с прославлением революционного героизма. «Даже слышать о кресте, — писал Цицерон, — унизительно для римского гражданина и свободного человека». Но ныне для нас всё исполнилось Света: и Небо, и земля, и даже место пребывания всякого человека «во прахе земном». Потому что Христос воскрес из мертвых! Своею всё освящающей любовью Он победил смерть и даровал новую жизнь даже тем, кто находится в преисподней. Ибо нет места в сотворённом Богом мире, где бы ни воссиял Свет Христова Воскресения. Однако кроме мира Божьего есть ещё и мир чисто человеческий, который от Адама строится вопреки Божественному замыслу. Это тот самый мир блистающего шума, в который Свет Божественной Правды не пускают. Он горит пламенем ненависти и вражды в погоне за сиюминутными удовольствиями и отсутствием смысла. Это мир этикета и этикеток, в котором всё — внешнее и всё — напоказ. Мир игры и напускной серьёзности. Этот мир уводит человека от самого себя, топит его душу в напрасной суете, но не способен сделать человеческое сердце сопричастным вечности. В начале XVIII века, в эпоху перемен императора Петра I, святитель Димитрий Ростовский в своём «Слове в неделю жён мироносиц» упоминает слова из Евангелия от Марка, обращенные к женщинам, пришедшим на гроб помазать тело распятого Господа: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь»(Мк.16,6). Но если Его нет во гробе, где же Он есть? Где Его искать? – вопрошает святитель Димитрий. «… аз грешный любопытствовати хощу, и искати, и уведати: где ныне Христос обретается? На коем месте? Между коими лицами и чинами?». Все люди на Руси крещены, размышляет святитель, но ни в высшем сословии, ни в простом народе и даже в духовенстве (возмущается святитель) не обретается Христос, потому что соберутся в храме, а все мысли их далеко от Бога, наполнены различными житейскими заботами. А ведь сказано: где сокровище ваше — там и сердце ваше. Христос же поселяется в чистом, исполненном любовью и умиротворённом человеческом сердце. В тишине от житейских бурь и страстей. И храм Божий становится «Домом молитвы», когда наполняется воздыханиями о грехах, размышлениями о Вечном и благодарностью Богу за Его милосердие и спасение во Христе Иисусе. Своих учеников Божественный Учитель ожидает вдали от шумного Иерусалима на берегах Галилейского озера, где трудятся простые люди, с надеждой на пропитание закидывающие свои сети. Они станут проповедниками Воскресения Христова по всему миру. Их Слово о милосердной любви Божией станет основанием нового сообщества святых, объединённых не по национальному или языковому признакам, а на фундаменте веры в Воскресение Господне и способности не только на словах, но и на деле любить своих ближних. «Се оставляется вам дом ваш пуст, – говорит Христос, обращаясь к элите Иерусалимского общества перед своими страданиями. — Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «…благословен грядый во имя Господне!»(Мф.23, 38,39). И эти слова нашего Спасителя остаются актуальными до сегодняшнего дня, ибо кому не дано встретить Воскресшего Господа исполненным веры и любви сердцем, тот и остаётся во мраке собственных предубеждений и бессмыслицы. Но в то же самое время, этими словами Христос оставляет открытыми двери спасения для всякого человека, способного к восприятию духовной Истины. И пришедшие в последний час получают в награду вечность. «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, — восклицает апостол Павел, — дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (IIКор. 4,6). Для нас, православных христиан, Христос есть великая и священнейшая Пасха, переход от смерти к жизни, от рабства греха к свободе в Истине. Прекрасная, освящённая светом Божественной Любви, Пасха Христова светит нам как новое солнце Правды, и свет Его следует принимать с верой и всем сердцем. Он освящает самые сокровенные воспоминания нашей истории: личной, национальной и общечеловеческой. И в напряжённых размышлениях о них вместе со всей полнотой Церкви Христовой, стараясь пребывать в Истине и Любви, мы обретаем настоящую свободу внутри себя, в надежде наследовать и истинную жизнь в Воскресшем Спасителе. Вот – День, который сотворил Господь; возрадуемся же ныне и возвеселимся. Просветимся торжеством, и друг друга обнимем. А тем, кто нас ненавидит, скажем: братья, простим всё ради Воскресения Христова!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

+МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ И СТАРОРУССКИЙ

Пасха Христова Великий Новгород 2023 год

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее