Проповедь епископа Арсения в Четверг Страстной Седмицы

13 апреля. Проповедь епископа Арсения в Четверг Страстной Седмицы в Софийском соборе.

«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с этим днём. Великий Четверг, или Страстной Четверг, – это светлый праздник, потому что мы вспоминаем установление Таинства Евхаристии на Тайной вечере. Но в то же самое время, этот день и величественный, и трагичный, потому что он является преддверием страданий Христовых. И богослужебные тексты этого дня указывают на то, что произойдет буквально через несколько часов, после того, как Христос со Своими учениками покинет стены Сионской горницы. Но пока ещё нет Гефсимании, пока нет ещё Голгофы. Они – Христос и апостолы
– собрались вместе, как одна семья, для того, чтобы совершить всё, положенное по закону Ветхого Завета о Пасхе. Как и в каждом иудейском доме в это время, когда глава семьи произносил молитву благословения, в которой воссылались Богу хвалы за то, что Господь некогда рукою крепкою и мышцею высокою избавил этот народ от рабства в Египте.

Но в отличие от всех прочих трапез этого вечера, трапеза в Сионской горнице была неизмеримо более великой и уникальной, потому что после всего этого Христос, как повествуют евангелисты, взял в руки хлеб и, раздавая Своим ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). И также Чашу после вечери, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19), – даёт Он заповедь ученикам, а вместе с ними и всей Церкви. Заповедь совершать эту Вечерю в воспоминание о Нём, о Его страданиях, прежде всего, и о грядущей победе над смертью.

И в этот день мы слышим одно из красивейших песнопений Страстной седмицы, задостойник литургии Четверга (это песнь канона утрени) «Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся…». И внимательный слушатель не может не задавать себе вопросов, что же такое странствия Владычня, которого мы призываемся насладиться? Может быть, странствование это имеется ввиду Его путь в Иерусалим на страдания? Или то, что Ему сейчас предлежит, от Тайной вечери до Креста? Но непонятно как в этом случае верующие должны этим наслаждаться.
«Странствие» – в греческом тексте стоит слово, которое может быть переведено буквально, как «гостеприимство». Тогда мы понимаем, что нас сегодня Церковь призывает насладиться гостеприимством Владыки и бессмертной трапезы, и всё становится на свои места. Хотя мы и на каждой Литургии совершаем это воспоминание, но именно сегодня в большей степени, в день, когда мы вспоминаем ту самую Тайную вечерю. И не просто воспоминаем, а участвуем в ней. Церковь приглашает нас к этому гостеприимству нашего Господа, принять от Него эти Дары – Его Тело и Его Кровь, которые являются нашей с вами жизнью, залогом нашего с вами бессмертия. А также являются основанием того, братья и сёстры, что мы с вами – Церковь, Тело Христово, глава которого Сам Христос.

И вот в этот день можно вспомнить ещё одно песнопение с похожим словом. «Даждь ми Сего странного», – сказано в одном из песнопений Великой Пятницы от лица Иосифа Аримафейского, который обращался к Пилату, чтобы взять уже умершего на Кресте Спасителя для погребения. «Странный», по-русски это «странник». Господь явился в этот мир, как странник, как пришелец, как гость, и был отвергнут этим миром. Кем отвернут Господь? Апостол и евангелист Иоанн Богослов в начале своего Евангелия говорит: «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:11-12). Нам легко сказать, что Господь был отвергнут иудеями, и на этом успокоиться. Но! Не отвергаем ли мы нашего Господа каждый раз, выбирая грех, выбирая зло, выбирая ненависть. Когда человек сознательно отвергает веру в Бога, или когда поверив, отвергается прежней своей любви и веры, встаёт на путь противления Богу – ведь это тоже отвержение Спасителя.

И в Священном Писании есть другой потрясающий образ того, как Христос-Странник стучится в двери нашего сердца. В книге Откровения написано: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20). Господь не вламывается в нашу жизнь, не ломает двери нашего сердца, а смиренно ожидает, пустит ли Его человек, пущу ли я, пустит ли каждый из нас Господа в своё сердце. Но люди, как самозваные хозяева этого мира забыли о том, что они гости в этом мире. А истинный Господь и Владыка – это Сам Бог, создавший нас и спасший нас. Мы отвергаем Его, смиренного Странника, но сегодня Сам Господь призывает нас в Своё Царство. Сам Господь призывает и не отвергает нас, но накрывает для нас трапезу, которая является уже откровением той вечной трапезы, о которой говорит опять же Откровение Иоанна Богослова, как о пире Христа и Его Церкви в вечности, о брачном пире Агнца (См. Откр. 19 глава).

Евхаристия – это и предчувствие, и начало этой трапезы Царствия Божия. Но в то же самое время и более трагичный её смысл никогда не должен исчезать из наших молитв, из наших размышлений, из нашего приготовления к этому Таинству, и не только в этот день, в Великий Четверг. Причастие, как пишет один современный богослов, это не магический акт, а это Тайная вечеря. Если мы пришли разделить со Христом тот вечно повторяемый теперь ужин накануне Его страданий, то мы должны и воспринять, как минимум одну вещь, одну заповедь, которую Он дал Своим ученикам. Заповедь, которую Он привнёс в Ветхий Завет, и которая переменила всё: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас…» (Ин. 15:12). Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее