Проповедь епископа Арсения в Великую Среду

12 апреля. Проповедь епископа Арсения в среду Страстной седмицы в Троицком храме Старой Руссы.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодняшний день, дорогие братья и сёстры, Великая Среда, или Страстная Среда, посвящён воспоминанию, прежде всего, той вечери, которая была в Вифании незадолго до страданий Христовых, когда Христос был помазан елеем некоей женой-грешницей, а также воспоминанию предательства Иуды. И каждый последующий день будет связан с воспоминанием последних дней, фактически, часов земной жизни Господа Иисуса Христа. И вот сегодня мы вспоминаем тот вечер в Вифании, когда за два дня до Пасхи Христос со Своими учениками гостил у Симона прокаженного. И некая жена принесла алавастровый сосуд с миром, по-славянски «скляницу мира», драгоценным составом, которым помазала Его ноги. Знаменательно, что в Ветхом Завете миром помазывались священники, помазывались цари перед своим служением и помазывались пророки. И в этом помазании накануне страданий заключён глубокий символический смысл: Христос Господь наш – истинный Священник, Архиерей, и истинный Царь мира. И Царство Его не похоже ни на какое земное царство, Он
– царь наших сердец.

Но есть и другой, прямой смысл этого помазания. Ученики негодовали на это действие, на такую, как им казалось, бесцельную трату драгоценного мира, которое, по словам Иуды, можно было продать и раздать деньги нищим. И Спаситель на это сказал апостолам, что эта женщина, «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26:12), тем самым, пророчествуя о том конце, который Ему надлежит совершить через два дня в Иерусалиме, пророчествуя о Своей кончине. И в этом смысле миро рассматривается, как тот драгоценный состав, смирна, которым помазывались, согласно традиции, преставившиеся иудеи того времени во время погребения. И это тоже символический акт. Те, кто питал иллюзии о том, что Христос может быть земным царём, должны были понять, что не о том царстве Он им говорил. Его Царство – это отдающая себя не Кресте любовь Бога к человеку, взыскующая человека и даже в пропасти смертных, сходящая за человеком до глубин адовых, чтобы найти человека, спасти и воскресить. И, как замечают евангелисты, после этого Иуда решился на предательство, отправился к первосвященникам и спросил: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф. 26:15).

Два вот этих события, помазание Христа миром накануне страданий, и предательство Иуды — это смысловой центр сегодняшнего дня. Церковные песнопения и Слово Божие, которое звучит в храмах, это не просто красивые слова, какое-то сотрясание воздуха. А это назидание для каждого из нас. И вот вопрос, который для нашей совести предлагает сегодня Церковь Словом Божиим и словами своих песнопений: сможем ли мы оказаться верными Христу, а не быть предателями Его, как Иуда? Мы поспешим ответить, что да, мы никогда не предадим Господа! Но не будем так спешить, потому что, конечно, Иуда стал символом падения, символом самого предательства как такового, и никому из нас, к счастью, не доведётся оказаться на его месте. Но когда мы оказываемся перед суровым нравственным выбором в своей жизни, когда мы выбираем между добром и злом, когда мы выбираем между верностью Богу и неверностью, между любовью и ненавистью, между милосердием и непрощением, жестокосердием, несостраданием – в конце концов, не предаëм ли мы Бога, выбирая жестокосердие, ненависть, неисполнение заповедей? Не проявляем ли мы этим неверность Христу, что уж говорить о предательстве по отношению к людям или, не приведи Господь, о доносах. Люди, поступающие так, разве они чем-то лучше Иуды?

И вот, суровый нравственный урок сегодняшнего дня в том, чтобы нам не оказаться людьми, которые разделят жребий Иуды. А быть теми, кто найдёт в себе силы, найдёт в себе мужество, найдёт в себе решимость при помощи Божией быть Ему верными и в малом, и во многом. Ну и наконец, можем ли мы возлюбить Бога так, как возлюбила Его эта грешница, грехи которой были прощены? Она, может быть, отдала всё, что имела, вероятнее всего, потратила все свои сбережения на это драгоценное миро, для того, чтобы помазать им ноги Спасителя. А за это подверглась лишь негодованию и порицанию со стороны Его учеников. Найдëм ли мы силу в себе возлюбить Бога, возлюбившего нас, прощающего наши грехи, силу быть рядом с Ним, быть верными Ему в своей жизни, не только в эти трепетные дни, когда нам так легко молиться, так приятно быть в Церкви на богослужениях, а во все дни нашей жизни? Будем памятовать о Его любви, о Его прощении, о Его сострадании и быть, в меру наших скромных сил, отражением этой любви, отражением этого сострадания и отражением этого милосердия по отношению к близким, к окружающим нас людям. Ведь в этом заключается предназначение христиан в этом мире. Молитвами, Господи, всех святых, верных учеников Твоих, помилуй и спаси нас! Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Продолжайте читать

НазадДалее