27 августа 2023 года. Проповедь епископа Арсения в Неделю 12-ю по Пятидесятнице.
«Удивительным образом каждый год праздник Преображения Господа Иисуса Христа плавно переходит в празднование Успения Пресвятой Богородицы. Один святой праздник сменяется другим, не менее любимым в нашем народе. Когда Русь приняла христианство из Византии, то она получила в готовом виде всю полноту богословия, церковного права, христианского искусства, житиной литературы и т.п., что веками складывалось в Византии. Не столько разумом, сколько сердцем восприняла Русь эту веру, светлую и радостную. И именно в образе Пречистой Матери Спасителя наши предки увидели образ, может быть, наиболее отвечающий их собственному благочестию. Потому т праздники в честь Богоматери стали столь любимы на Руси, особенно праздник Успения, который можно назвать даже престольным праздником святой Руси, потому что главные храмы, соборы посвящались этому празднику.
В глубокой чистоте, в глубоком смирении, в преданности воле Божией Самой Матери нашего Спасителя православные христиане во все времена, и особенно, может быть, русские люди, вскоре после принятия новой веры на Руси, видели вечный образец собственной жизни во Христе. Образец того, как следует жить, как исполнять заповеди, как спасаться. Почитание святых даёт многообразные ответы на эти вопросы, но более всего народная любовь, христианская любовь с первого века особенно окружала Пречистую Деву. И вот этот праздник, который мы с таким радостным сердцем будем встречать, ещё в народе называется «Пасхой Богородичной».
Он, на самом деле, имеет много общего с Воскресением Христовым, и когда мы услышим песнопения праздника, то станет ясно, что они повествуют не о смерти. Когда мы всмотримся в икону праздника, и увидим тело Богоматери, лежащее на одре, Еë душу на руках Спасителя, окружающих одр апостолов и небесные чины, – то нам приоткроется, что это провозвестие о чем-то большем. О том, что имеет значение для каждого из нас. О том, что и наша смерть может быть таким же, или близким к этому, успением. Потому что всё, что совершено Христом Спасителем, и прежде всего Его Воскресение из мёртвых, имеет значение не только для Него, не только для Его Пречистой Матери, а для всего рода человеческого. А значит и в нашей смерти может открыться не разлука, а встреча, не горе, а радость, и, в конце концов, не смерть, а жизнь. Аминь!»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: